Электронная коммерция заключается не только в торговых операциях и перечислении денежных средств через Интернет. Обмен данными и перевод денежных средств легко осуществлять через Интернет. Внимание к электронной коммерции, ориентированной на массового потребителя, неуклонно возрастает. И мелкие, и крупные фирмы могут снизить затраты за счет использования Интернета. Интегрируйте деловую информацию, компьютеризованное делопроизводство и Интернет. Торговый цикл—это последовательность действий, обеспечивающих куплю-продажу товаров и услуг. Многие крупные компании уже давно прибегают к электронной коммерции (electronic commerce) при проведении деловых операций. Электронный обмен данными (electronic data interchange, EDI), (обеспечивает обмен документами в стандартном виде) по частным компьютерным сетям начался в 60-х годах; почти с того же времени банки успешно используют выделенные сети для электронного перевода денежных средств (electronic funds transfer, EFT). Был разработан для оптимизации механизма электронных платежей. Но лишь в последние годы с ростом популярности Интернета, появлением новых технологий электронная коммерция вошла в жизнь и больших и малых торговых фирм, и частных лиц.
Уже сегодня Интернет существенно влияет на бизнес. По мере его дальнейшего проникновения в деятельность все новых и новых фирм диапазон коммерческих отношений через Интернет существенно расширится, и электронная коммерция станет частью нашей повседневной жизни. Сегодня еще нельзя сказать, что все до одного коммерсанты думают об использовании Интернета, но в самое ближайшее время это станет обычным способом ведения дел.
Наша книга посвящена, главным образом, применению электронной коммерции в деловой сфере. Но ведь основной источник дохода любого коммерческого предприятия — потребители, поэтому мы затронем и проблемы потребительского рынка.
Ошибаются те, кто считает, что электронная коммерция сводится лишь к продаже и покупке товаров и услуг через Интернет. Действительно, электронная коммерция начиналась с операций купли-продажи и перечисления денежных средств по компьютерным сетям. Но сегодня это понятие существенно расширилось и включает торговлю принципиально новыми видами товаров, например информацией в электронном виде. Чтобы получить выгоду от широких возможностей электронной коммерции, нужно понять, что взгляд на нее исключительно как на деловые операции через компьютерные сети безвозвратно устарел. Такой упрощенный подход годится разве что для первого знакомства с электронной коммерцией.
Итак, хотя электронная коммерция изначально использовалась для деловых операций между корпорациями, банками и прочими крупными финансовыми институтами, применение Интернета как средства розничной электронной торговли привело к пересмотру сложившегося стереотипа. Сейчас все большее внимание уделяется электронной коммерции, ориентированной на массового потребителя. Электронные операции между коммерческими организациями набирают силу быстрее, чем когда-либо. Интернет стимулировал развитие электронной коммерции и на уровне предприятий. Все чаще мелкие фирмы убеждаются, что могут вести дела в оперативном электронном (on-line) режиме точно так же, как и их значительно более крупные конкуренты. Ведь с помощью Интернета можно снизить стоимость электронной коммерции: например, заменив им другие электронные сети, или используя как еще одно коммуникационное средство. Организации все шире и шире начинают применять Интернет, переводя свои деловые данные в цифровую форму.
Тенденция переводить деловую информацию в цифровую форму не нова. Она возникла больше десятилетия назад и продолжает усиливаться по мере того, как персональные компьютеры становятся стандартным офисным оборудованием. Заметный положительный эффект дает совместное использование деловой информации, компьютеризации делопроизводства и Интернета. Кстати, такая интеграция прекрасно иллюстрирует значительные возможности электронной коммерции.
Прежде чем дать определение электронной коммерции, давайте на мгновение задумаемся о том, что собой представляет традиционная коммерция. Ведь она не сводится лишь к продаже какого-то товара и получению денег за него.
Обычный торговый цикл включает несколько этапов. Чтобы удовлетворить потребности рынка, фирмы разрабатывают и производят новую продукцию (независимо от того, что она собой представляет — вещь, услугу или информацию), выходят с ней на рынок, распространяют ее и обеспечивают послепродажную поддержку, создавая для себя источники дохода на протяжении всей цепочки. Покупатели сначала определяют свою потребность в какой-то продукции, затем знакомятся с информацией о ней, ищут место, где можно совершить покупку, сравнивают все возможные варианты (цена, уровень обслуживания, репутация производителя и т. д.) и лишь потом что-либо приобретают. Процесс продажи также может включать в себя переговоры о цене, количестве, сроках доставки товара и еще каких-либо особых условиях. Но и после доставки товара или оказания услуги торговый цикл не заканчивается. Поддержка потребителя приносит дополнительную пользу обеим сторонам: покупатель получает то, что ему необходимо для нормального использования товара, а поставщик — новую информацию о потребностях рынка. Банки и другие финансовые институты перемещают денежные средства между покупателями и продавцами, независимо от того, являются ли они частными лицами или крупными многонациональными корпорациями.
Надеюсь, теперь Вы понимаете, сколько различных задач связано с традиционной коммерцией, и готовы отказаться от упрощенного определения ее как просто купли-продажи товаров. Столь же упрощенно, определять электронную коммерцию как деловые операции с использованием электронных сетей вместо бумаги, телефонов, курьеров, самолетов и других средств перемещения товаров и информации.
Автор: Дэвид Козье
Источник: http://vgoods.ru |