Поисковые системы не умеют и нескоро научатся понимать тексты,
определять их качество, и предоставлять в ответ на запросы пользователей
гарантированно релевантные результаты. Но помимо такого прямолинейного
подхода к ранжированию есть и альтернативные способы увеличения качества
выдачи. Чтобы решить задачу на 100%, действительно нужен так называемые
«сильный» искусственный интеллект. Но сравнительно простыми и
реализуемыми уже сейчас методами можно добиться решения задачи на,
предположим, 80% – а этого уже достаточно, чтобы пользователи считали
работу поисковика вполне успешной. В число этих методов, помимо
лингвистического анализа контента, индекса цитирования, расчета траста, фильтров негативных признаков и системы машинного обучения «Матрикснет»
(если говорить о «Яндекс
е»),
входят различные типы персонализации SERP. Они позволяют учесть не
только абстрактную релевантность связки «поисковый запрос – документ»,
но и внести факторы и коэффициенты для отбора релевантных результатов
под предпочтения и «свойства» самого пользователя.
Все очень просто: повысить реальное качество определения релевантности
даже на 10% – крайне сложная задача (высшая математика, элементы
искусственного интеллекта плюс особая уличная магия). А если взять уже
достаточно релевантные результаты и выбрать из них тех, что отвечают
каким-то простым параметрам пользователя (типа местонахождения, пола,
возраста или ранее выказанных поисковых интересов), то можно легко
увеличить субъективную релевантность и качество выдачи на 30, 50 и даже
500 процентов.
Региональность
Первым важнейшим шагом к персонализации поиска «Яндекса» стал алгоритм
«Арзамас», запущенный в апреле 2009-го. Все поисковые запросы были
разделены на геонезависимые (выдача по ним одинакова везде) и
геозависимые (выдача формируется в зависимости от местонахождения
пользователя). Это качественно преобразило опыт пользователей из
регионов – раньше они просто не видели ничего, кроме московских сайтов.
«Арзамас» быстро развивался, количество региональных выдач
увеличивалось, появились региональные подсказки-саджеты и прочие фичи. И
вот пользователь из Саратова, который раньше вводил «пиццерия» и
получал 10 самых лучших, но московских сайтов пиццерий и московские же
справочники, внезапно получил в ответ не только сайты итальянских
ресторанов своего города, но и колдунщик на основе «Яндекс.Карт» с
отмеченными адресами и списком местных пиццерий из яндексовского
справочника. В городах, где по улицам уже успел проехать яндексомобиль,
привязывающий mac-адреса точек Wi-fi к их географ
ическом
положению, пользователь с установленным «Яндекс.Баром» получает адреса
нужных магазинов, кафе и так далее с учетом его фактического
местонахождения – с точностью до нескольких десятков метров.
Географическая, региональная персонализация поиска уже доказала свою
колоссальную полезность. Люди считают, что «Яндекс» стал намного умнее, и
это действительно так. Но следующий алгоритм «Снежинск» был связан с
«Матрикснетом» (технологией для увеличения «объективной» релевантности),
а следущий за ним «Краснодар» ввел «Спектр» – технологию повышения
разнообразия выдачи: по запросу «крот», например, стоит показывать и
статью про животное, и сайт производителя жидкости против засорения
труб, и что-то еще. Только в недавно запущенном «Рейкьявике» движение к
персонализации выдачи было возобновлено.
Персонализация по поведенческим предпочтениям
«Рейкьявик» в своей нынешней первоначальной версии выполняет достаточно
простую функцию: идентифицирует пользователя и отслеживает, на какие
сайты он предпочитает переходить по англоязычным запросам. Если это
обычно англоязычные сайты, то при последующих англоязычных запросах в
выдаче будет больше иностранных ресурсов.
Нужно понимать, что отслеживание предпочтений может быть весьма
продвинутым: фактически, «Яндекс» сможет автоматически и незаметно
подстраиваться под пользователя по множеству параметров. Здесь, конечно,
может возникнуть ловушка обратной связи: система определяет, например,
что пользователь любит кликать по сайтам автодилеров, а не по сайтам
автомобильных журналов или официальным сайтам производителей, и в
дальнейшем показывает ему только дилеров, что может через некоторое
время уже оказаться напрасным (так как человек купил машину и ищет уже
советы владельцев, форумы и так далее). На этом фоне предварительное
внедрение «Спектра», следящего за сохранением разнообразия выдачи,
кажется весьма мудрым шагом.
Демографическая персонализация
Определить возраст, пол и другие характеристики пользователя для
«Яндекса» несложно, что позволит, опять же, преднастроить показываемую
выдачу. Достаточно статистически связать предпочтения
социально-демографической группы с оптимальным набором результатов для
определенных запросов.
Выводы
Итак, можно прогнозировать, что в дополнение к геозависимым и
геонезависимым запросам появятся также бихевиозависимые (поведенческие) и
соцдемозависимые. Как подготовиться к этому с точки зрения SEO?
Правильно подбирать список запросов для продвижения – только действительно релевантные страницам вашего сайта.
Правильно распределять ключевые слова по страницам – не нужно продвигать страницу по запросу, ответа на который она не дает.
Делать хорошие посадочные страницы (landing pages) – вовлекающие, с высокой конверсией.
Следить за полнотой, информативностью, релевантностью и осмысленностью сниппетов.
Все это можно и нужно начинать делать прямо сейчас, сегодня.
Сайт //rdw.ucoz.ru находят по следующим поисковым запросам:
партнерка, партнерская программа, партнерки за клики, смс партнерки, лучшие партнерки, партнерки для сайтов, партнерки магазинов, заработок на партнерках,
партнерки с оплатой за клики, партнерки интернета, партнерки интернет магазинов,
партнерка за показы, тизерная партнерка, партнерка игры, iframe партнёрки, бонус с партнеркой,
как заработать на партнерках, как зарабатывать на партнерках, партнерки с оплатой за показы,
платящие партнерки, кино партнерки, sms партнерки, партнерки знакомств,
партнерки форум, новая партнерка, новые партнерки, заработок на партнерках с нуля, выгодные партнерки, кликовые партнерки,
видео партнерка, wmz, wmr, wme, бонус, webmoney