На круглом столе «Рынок регистрации доменов: тенденции и перспективы» представители компании RU-CENTER рассказали о положении российского домена RU в мировой доменной индустрии, общей ситуации в этой сфере и перспективах запуска кириллического домена РФ.
Мировыми лидерами сейчас являются домены COM, NET, ORG, INFO и BIZ. Максимальное количество зарегистрированных сайтов у домена COM – 80 млн. Количество клиентов домена RU приближается к BIZ – около 2 млн. Среди национальных доменов существуют очень удачные сочетания букв, расширяющие количество пользователей за пределы получившей домен территории (например, привлекающие многих CC и TV). Среди национальных лидеров Россия находится на 6-м месте после Китая, Германии, Великобритании, Нидерландов и ЕС. То есть среди государственных доменов, к которым нельзя отнести ЕС, мы входим в пятёрку лидеров. На постсоветском пространстве максимум клиентов набирает украинский домен UA (окло 400 тыс.).
По стоимости регистрации домена среди стран СНГ и Балтии РФ со средней ценой $18 стоит на 5-м месте после Азербайджана, Армении, Беларуси и Казахстана. Домен RU существует уже 15 лет и в последние годы стал активно расти, в 2009 году по понятным причинам отчасти сбавив темпы. При этом доля резидентов страны составляет около 97 % зарегистрированных пользователей, то есть домен RU сейчас самый «русский» среди существующих. Кроме того, 70 % клиентов домена – физические лица. Если говорить о других российских доменах – в последнее время ходят слухи об угасании домена SU, но, по данным RU-CENTER, сейчас в SU как раз начался период долгожданной «оттепели».
Создать свой собственный домен первого уровня не так уж просто: для этого надо подать заявку в ICANN, где она будет какое-то время рассматриваться, и в итоге будет вынесено решение о её принятии или отказе. Сложность состоит в том, что рассмотрение самой заявки стоит $185 тыс., при этом нет никакой гарантии её успеха на рассмотрении в ICANN.
Ещё одно направление – нелатинские домены. Уже сейчас IDN поддерживаются более чем в 40 доменных зонах, то есть пользователи могут использовать названия доменов второго уровня на собственном языке. Плюсы таких возможностей – отсутствие необходимости знать английский язык, более простой поиск нужного сайта, наличие свободных привлекательных имён. К минусам относится необходимость переключать языковую раскладку при каждом наборе адреса сайта. Поэтому в ближайших планах ICANN – внедрение IDN верхнего уровня. В России таким национальным доменом планируется давно ожидаемый всеми домен .РФ. По словам представителей компании RU-CENTER, если заявка наконец-то будет одобрена, то 1 ноября этого года стартует регистрация доменных имён по товарным знакам. Для упрощения процедуры аукционного торга доменами введена особая ценовая политика: первые 1-2 дня стоимость регистрации будет достигать 10 млн руб., затем постепенно цена будет снижаться и в итоге за несколько месяцев опустится до стандартной цены в 590 руб. за регистр. Таким образом, полностью учитываются условия обычного аукциона. Лучшие названия по максимальной цене достаются первым зарегистрировавшимся. По прогнозам специалистов, рынок на латинице не потеряет большого количества клиентов. Любые международные компании всё равно должны иметь англоязычный сайт с латинским адресом, помимо которого теперь будут приобретать и русскоязычный.
Ещё одним интересным описанным проектом является домен TEL – проект компании TELNIC. Регистрация на этом домене стартовала 24 марта 2009 года, и к настоящему моменту было собрано уже более 100 тыс. доменных имён. Суть проекта в том, что для регистрации определённого типа данных не требуется создание сайта. На домене TEL создаётся только страничка контактной информации пользователя – компании или конкретного человека. В зависимости от запроса – с компьютера, коммуникатора или других устройств – информация отображается в различных видах. На домене возможно хранение трёх типов данных: TXT, NAPTR (структурированная контактная информация) и LOC. Возможно создание доменов более низких уровней – например, для более чёткого отображения структуры организации и упрощения навигации: 2-й уровень – компания, 3-й – офисы, 4-й – конкретные сотрудники и т. д. Для таких страниц не требуется хостинг – плата осуществляется только за домен. Особенно выгодно это для небольших компаний, которые не нуждаются в создании собственного веб-сайта и хотели бы размещать в Интернете только контактную информацию для своих клиентов. Сервер генерирует страницу автоматически, причём её адрес создатели проекта рекомендуют указывать на визитках сотрудников организаций. Поисковые системы достаточно хорошо отображают домен TEL.
Большое количество вопросов, заданных слушателями на круглом столе, доказало важность и актуальность подобного обсуждения. «Мы до настоящего момента думали о том, стоит ли проводить в Санкт-Петербурге отдельный семинар, посвящённый проекту домена TEL. Теперь вопрос о его проведении снят, и мы будем готовить очередное мероприятие с участием представителей самой компании TELNIC», – отметил директор департамента по связям с общественностью RU-CENTER Андрей Воробьёв.