Вопрос создания
эффективного Интернет-магазина давно волнует Интернет-общественность. На эту тему было написано множество статей. Но
Интернет-среда нестабильная, и актуальные вчера законы сегодня могут
не работать. Например, правило трех кликов, согласно которому посетитель
должен попасть с любой страны на любую, щелкнув мышкой максимум три
раза. Или ограничения по весу графики - не более 20-25 Кб на страницу. С
развитием скоростного доступа в Интернет данное требование практически
утратило актуальность.
Важный вопрос - баланс дизайна и функционала. Распространенное
мнение - в Интернет-магазине дизайна быть не должно! Все, точка. Из
картинок принимаются только логотип и фотографии товаров. Остальное -
лишнее нагромождение. Но правильный ли это подход? Задача дизайна - не
только обеспечить быстрое восприятие информации, но и вызвать у
посетителя определенные эмоции. Стильный, опрятный дизайн повышает
доверие к магазину и, соответственно, позитивно влияет на продажи.
Решающую роль при этом сыграет общее впечатление от сайта, восприятие
посетителем его "пригодности" в качестве места совершения покупки.
Преобладание дизайна или, наоборот, функционала зависит от товаров,
представленных в магазине.
При разработке Интернет-магазина большое внимание должно
уделяться удобству торговой площадки для посетителя. Наиболее важным для
этого является система навигации по товарному ассортименту. Условно
систему можно подразделить на маленькую (до 500 позиций), среднюю (от
500 до 1000) и большую (свыше 1000 позиций), притом, что в каждой
категории товаров не менее 10% от всего ассортимента.
В зависимости от широты ассортимента применяют различные виды
навигации: линейную, многоуровневые каталоги и навигацию,
основанную только на выборках. Линейной называется навигация, при
которой происходит последовательный переход от страницы к странице.
Данный тип навигации предполагает наличие прямой линии, которая
соединяет все страницы узла. Многоуровневые каталоги - более сложный тип
навигации, применяется в магазинах с большим товарным ассортиментом.
Предполагает наличие главного (корневого) каталога и подчиненных ему
каталогов нижнего уровня, которые объединяют товары по каким-либо
признакам. Навигация на основе выборки позволяет указать посетителю
несколько параметров и получить выборку товаров, удовлетворяющих данным
условиям.
Учитывая важность удобной навигации, создание любого Интернет-магазина начинается с разработки структуры. При ее создании необходимо
учитывать специфику товаров и покупателей. Безусловно, самый важный
раздел в Интернет-магазине - каталог товаров. В каждой отрасли
существуют профессиональные классификации товаров. Но использовать их
для создания каталога получается не всегда. Например, в
парфюмерии очень
сложная классификация запахов, включающая такие непонятные названия,
как папоротниковые и альдегидные ароматы. Как пахнут "альдегидные" духи,
обычный потребитель не знает. Для него ближе другие названия - пряные
или свежие ароматы. Они относятся к "бытовым" классификациям, тем не
менее, посетителю говорят больше, нежели непонятое слово "альдегидные".
Конечно, структура Интернет-магазина - это не только каталог товаров.
Необходимы информационные разделы со служебной информацией. Например,
как осуществляется заказ, доставка и оплата товаров. В любом Интернет-магазине выделяется место для показа специальных предложений.
Все, о чем мы говорили выше, можно отнести к содержанию магазина.
Тогда что такое дизайн? Если провести аналогию с "реальным" магазином,
дизайн - это интерьер и оформление магазина. Задача создания "торгового
дизайна" несколько отличается от общего Интернет -дизайна. Справиться с
ней может только дизайнер, понимающий специфику Интернет -торговли.
Кроме удобного расположения отдельных блоков, дизайн должен нести в себе
определенную эмоциональную нагрузку. Например, откройте магазин игрушек
и компьютерной техники. Вы сразу почувствуете разницу. Дизайн и
функционал должны быть на высоком уровне, чтобы обеспечивать посетителю
высокий уровень Сервиса. В свою очередь коммерческая идея предприятия
(выраженная в Ассортименте и Ценах) должна обеспечивать его
прибыльность.
Бернар Люке, Генеральный директор Интернет-магазина
OZON,
комментируя итоги работы в первом полугодии 2009 года, отметил, что "в
непростых экономических условиях, бизнес Интернет-магазина продолжает
расти. Наши основные усилия были сконцентрированы на совершенствовании
логистики, расширением региональной сети доставки заказов, оптимизации
ассортимента и открытии новых товарных групп".